Читта вритти (причины модификаций ума)
Патанджали называет в своих Йога Сутрах пять классов читта вритти, порождающих удовольствие и страдание. Они таковы:
1. Прамана (образец или идеал), соотносительно с которым определяются или оцениваются вещи и ценности. Его принимают на основании (а) непосредственного доказательства, то есть восприятия (пратьякша), либо (б) вывода, заключения (анумана), либо (в) авторитетного свидетельства или сообщения, когда источник сведений проверен и оказался надежным и достоверным (агама).
2. Випарьяя (ошибочное мнение, ложность которого выявляется впоследствии). Примерами випарьяи могут служить неправильный медицинский диагноз, основанный на ложных предположениях, или принятая прежде в астрономии теория, что Солнце вращается вокруг Земли.
3. Викальпа (фантазия или воображение, опирающееся только на слова, не имеющее никаких реальных оснований). Так, нищий может почувствовать себя счастливым, мечтая о том, как тратит миллионы. И, с другой стороны, богатый скряга может морить себя голодом, возомнив, что у него нет средств.
4. Нидра (сон, при котором отсутствуют мысли и переживания). Крепко спящий человек не помнит своего имени, родных, общественного положения, лишен своих знаний и мудрости, не помнит, что существует. Забываясь так во сне, человек встает отдохнувшим. Но если тревожные мысли проникают в его ум, когда он засыпает, он как следует не отдохнет.
5. Смрити (память, сохранение впечатлений от пережитого). Есть люди, живущие давними переживаниями, хотя прошлое необратимо. Грустные или светлые воспоминания прочно связывают их с прошлым, и они не могут разорвать эти путы.
Патанджали перечисляет пять причин читта вритти, вызывающих боль (клеша), а именно:
1. Авидья (невежество или
незнание);
2. Асмита (чувство индивидуальности, обособляющее человека и выделяющее
его из группы. Оно бывает физическим, ментальным, интеллектуальным или
эмоциональным);
3. Para (привязанность или страсть);
4. Двеша (неприязнь или отвращение);
5. Абхинивеша (жизнелюбие, инстинктивная привязанность к земной жизни и
плотским наслаждениям, боязнь быть отрезанным от них смертью).
Эти причины страданий находятся в глубине ума садхаки (адепта, искателя истины). Они подобны айсбергам полярных морей, у которых заметна только верхняя часть. Их надо упорно контролировать и искоренять, иначе покоя не будет. Йог учится забывать о прошлом и не заботиться о будущем. Он живет в вечном настоящем.
Как ветерок колышет поверхность озера, искажая отражающиеся в нем образы, так и читта вритти нарушают спокойствие ума. Неподвижные воды озера отражают красоту вокруг него. Когда ум остановлен, в нем отражается красота Я. Йог останавливает свой ум непрестанными стараниями и освобождением от желаний. Восемь ступеней йога учат его, как достигнуть этого.