Б.К.С.Айенгар
"Йога Дипика.
Прояснение Йоги"
ПРЕДИСЛОВИЕ
Йегуди Менухина
Практика йоги воспитывает важнейшее чувство меры и пропорции. Применяя
ее к своему собственному телу, нашему первому инструменту, мы учимся
играть на нем, извлекая максимум звучания и гармонии. С неослабным
терпением мы культивируем и одухотворяем каждую нашу клетку, ежедневно
вновь берясь за этот труд, раскрывая и высвобождая способности, которые
иначе не нашли бы выхода и были бы обречены на гибель.
Каждый нефункционирующий участок тканей и нервов, мозга и легких - это
вызов нашей воле и целостности. Если мы не услышим его, он может стать
источником краха и смерти. Те, кто имел честь общаться с г-ном
Айенгаром или восхищаться точностью, изяществом и красотой его
мастерства, получили возможность созерцать человека в первозданном
совершенстве и чистоте - безоружного и не знающего стыда, каким его
создал Бог-Творец, каким он - сын Бога - был в саду Эдема. Древо
познания породило действительно множество разнообразнейших плодов,
сладких и горьких, ядовитых и полезных, - в зависимости от того, как мы
пользуемся ими. Но разве наше время не обязывает нас особенно тщательно
растить его и питать его корни? И потом - ведь знания опасны для тех,
кто, будучи не в ладу сам с собой, предпочитает применять их для
управления другими людьми и предметами, вместо того чтобы улучшать и
совершенствовать самих себя.
Занятия йогой в течение последних пятнадцати лет убедили меня в том,
что наше отношение к жизни почти всегда имеет физические соответствия в
нашем организме. Так, всякое сравнение и критика должны начинаться с
выравнивания левой и правой стороны нашего тела до такой степени, когда
станут возможны даже более филигранные уточнения; так, сила воли
побудит нас начать с вытяжения тела от пальцев ног до темени, борясь с
силой притяжения. Стремления и честолюбие начинаются, пожалуй, с
ощущения веса и скорости, порождаемого свободно раскачивающимися
конечностями, а не с длительного балансирования на одной стопе, обеих
стопах или кистях рук, которое приносит устойчивость. Упорство
воспитывается вытяжением тела в различных позах йоги в течение
нескольких минут подряд, а покой приходит со спокойным равномерным
дыханием и расширением легких. Сознание непрерывности и ощущение
всеобщности приходят с пониманием неизбежного чередования напряжения и
расслабления в вечных ритмах, подчиняясь которым, каждый вдох и выдох
образуют один цикл, волну или вибрацию среди бесчисленных мириад,
составляющих вселенную.
А какова альтернатива этому? Обиженные и ожесточенные, проклинающие
существующий порядок вещей, увечные, критикующие праведных,
властолюбцы, пресмыкающиеся в мечтах о главенстве, - трагическое
зрелище изливающих свое раздражение и неустойчивость в глумлении над
другими.
Йога, как ее осуществляет г-н Айенгар, - это жертвенное посвящение:
человек возлагает на алтарь самого себя, себя одного, чистого телом и
умом, сосредоточив внимание и волю, возлагает непосредственно и
чистосердечно - не жертву для всесожжения, а просто самого себя,
поднявшегося предельно высоко в собственном развитии.
Этот метод идеально приспособлен для предотвращения душевных и
физических болезней, для общего укрепления тела, что неизбежно
развивает чувство уверенности в себе и в своих силах. По самой своей
сущности он неразрывно связан с вселенскими законами: ведь уважение к
жизни, правдивость и терпеливость необходимы для ровности дыхания,
спокойствия ума и твердости воли.
В этом заключаются нравственные ценности, присущие йоге. Поэтому она
требует полной отдачи, беспредельных усилий, захватывающих и
преобразующих все существо человека. Тут нет места механическому
повторению, фальшивым заверениям, как бывает при благих решениях и
формальных молитвах. Йога по самой своей сущности - это живое действие
в каждый момент нашего существования.
Я надеюсь, что "Прояснение йоги" г-на Айенгара даст возможность многим
последовать его примеру и стать учителями, в которых так нуждается
человечество. Если эта книга поможет распространению этого
основополагающего искусства и обеспечит его практику на самом высоком
уровне, я буду глубоко благодарен за то, что имел возможность
участвовать в ее представлении читателям.
Лондон, 1964
Назад Далее